Будущее авиации: один пилот или беспилотные системы?
На борту самолета есть множество факторов, которые могут вызвать у пассажиров беспокойство. Одним из таких является качество работы пилотов. Оправданы ли их страхи? Достаточно ли они отдохнули? Сосредоточены ли на управлении? Значительную часть спокойствия людей обеспечивает знание о том, что в кабине находятся как минимум два пилота (хотя это количество может варьироваться в зависимости от типа самолета и авиакомпании). Но что если управление воздушным судом будет доверено только одному пилоту? Или же мы вообще перейдём на беспилотные системы?
Один пилот в самолете — возможно, не лучшая идея.
Нехватка пилотов
Недавно исполнительный директор Boeing заявил, что в ближайшие два десятилетия гражданская авиация потребует более 1,5 миллионов новых пилотов и обслуживающего персонала. Хотя это может показаться небольшим числом, на самом деле проблема дефицита пилотов уже ощущается по всему миру, включая Россию и США.
Так, российские авиационные учебные заведения и эксперты давно отмечают катастрофическую нехватку пилотов. Причиной этого является высокий спрос на пилотов за рубежом и растущие затраты на их обучение и подготовку. Процесс подготовки летчиков занимает от трех до пяти лет, что усложняет планирование и усугубляет кадровый дефицит.
Наглядные примеры
Например, в прошлом году в Калифорнии бушевали лесные пожары, и специальные самолеты оказались неприведенными в действие из-за отсутствия пилотов. Это лишь один из ярких примеров дефицита, который наблюдается повсеместно.
Авиационные компании всеми силами пытаются привлечь новых специалистов, но даже рост заработных плат не всегда привлекает достаточно кандидатов.
Самолет с одноместной кабиной
Пока что одноместными делают только небольшие самолеты.
Одним из предложений по решению проблемы дефицита пилотов стало внедрение системе одноместных кабин. На данный момент такая идея рассматривается в рамках разработки широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, который разрабатывается российской Объединенной авиастроительной корпорацией и китайской корпорацией COMAC. Планируется создание версий с одним пилотом и минимальным участием человека.
Двухместная кабина самолета CR929.
Тем не менее, текущие нормы авиационной безопасности требуют наличие как минимум двух пилотов для обеспечения безопасности при экстренных ситуациях. Вопрос об одночленном экипаже пока остается открытым, и окончательное решение требует изменений в авиационных правилах.
Автопилоты и беспилотники
Военные уже используют беспилотные летательные аппараты в боевых операциях. Основной аргумент в пользу внедрения беспилотных систем в гражданскую авиацию - это снижение влияния человеческого фактора. Большинство современных летательных аппаратов уже оперируют с использованием автопилота в 95% времени полета, так почему бы не автоматизировать и оставшиеся 5%?
Автономные системы могут стать более безопасными, учитывая такие инциденты, как случившееся с пилотом Андреасом Любицем, который умышленно разбил самолет. Наработки в этой области уже есть — в 2016 году была представлена модель первого в мире пассажирского беспилотника Ehang 184. Однако остаётся вопрос кибербезопасности: насколько защищены будут эти системы от взлома?
Первый в мире пассажирский беспилотник Ehang 184.
Как избавиться от страха полетов?
Макет самолета CR929.
Основной вопрос, который остаётся нерешённым: будут ли пассажиры чувствовать себя безопаснее в самолетах с автономным управлением? Страх перед беспилотными системами пока велик, ведь, в отличие от автомобиля или поезда, потерявшего управление, падение самолета с неба имеет гораздо более плачевные последствия. Может ли автономия вернуть потерянное чувство уверенности в безопасности полетов? Время покажет.