Новые Трещины на МКС: Насколько Они Опасны?

В 2019 году на Международной космической станции (МКС) была обнаружена утечка воздуха. Экипаж провел несколько месяцев в поисках причины и в итоге выяснил, что воздух выходит через трещину в российском модуле «Звезда». После этого было найдено несколько мелких пробоин, которые были устранены с помощью герметика. Однако, проблемы в российском сегменте станции не закончились. Недавно в модуле «Заря», запущенном в 1998 году и являющимся старейшей частью станции, были обнаружены новые трещины. Главный конструктор РКК «Энергия» Владимир Соловьев опасается, что размеры этих трещин будут увеличиваться. Особенно это важно в свете планов использовать станцию даже после 2025 года. В худшем случае, это может привести к разрушению станции, что станет первой крупной катастрофой в космосе.

В российском модуле МКС найдены новые трещины. Опасны ли они? Российский модуль МКС «Заря». Фото.

Российский модуль МКС «Заря».

Трещина в модуле «Заря»

Обнаружение новых трещин в модуле «Заря» стало известно 30 августа. На данный момент нет точных данных о количестве и характеристиках этих трещин. Есть вероятность, что они были найдены гораздо раньше, так как 31 августа директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил о доставке на МКС инструментария для исследования проблемы. В своем твиттере он отметил, что новое оборудование поможет точно определить природу повреждений и выяснить, являются ли они настоящими трещинами или просто следами длительного использования модуля.

Конструкция модуля «Заря»

Модуль «Заря» был запущен 20 ноября 1998 года и состыкован с МКС 6 декабря того же года. Он обеспечивал энергоснабжение станции, управление ориентацией и поддержание внутренней температуры. С течением времени его функции были переданы другим модулям, и теперь «Заря» играет роль склада и запасного топливного бака. Модуль весит более 20 тонн, а его длина составляет свыше 12 метров. Он оснащен двумя солнечными батареями, шестью аккумуляторами, свыше 30 корректирующими двигателями и двумя крупными орбитальными двигателями. На внешней стороне модуля находятся 16 баков, способных вместить до 6 тонн топлива.

Из чего состоит модуль «Заря»? Модуль «Заря» изнутри. Фото.

Модуль «Заря» изнутри.

Проблемы на МКС

Если найденные повреждения окажутся полноценными трещинами, это очень серьезная проблема. При устранении предыдущих пробоин экипаж использовал значительное количество герметика. Если такие неполадки будут продолжать возникать, это может поставить под угрозу целостность всей станции. Сегодня давление на станции ежедневно падает на 0,4 миллиметра ртутного столба. Чтобы компенсировать эти потери, на МКС постоянно доставляются запасы азота и кислорода, как имеющиеся на борту, так и привозимые с Земли.

Актуальные проблемы на МКС. Узнать о том, над какой частью Земли сейчас пролетает МКС, можно на этом сайте. Фото.

Узнать о том, над какой частью Земли сейчас пролетает МКС, можно на этом сайте

Директор РКК «Энергия» считает, что эксплуатация станции с таким количеством проблем является крайне рискованной. МКС планируют использовать даже после 2025 года, но вероятность появления новых трещин ставит это под сомнение. Возможно, в ближайшем будущем каждый член экипажа будет постоянно находиться под угрозой. В крайних случаях, перед полетом на МКС космонавты могут не быть уверенными в возможности безопасного возвращения на Землю. По словам Соловьева, инженерам уже сейчас необходимо думать о создании новой российской орбитальной станции, чтобы избежать перерывов в пилотируемых полетах.

Тем временем российский сегмент МКС продолжает развитие. В июле 2021 года к нему был пристыкован новый модуль «Наука», работа над которым началась в 1995 году. В момент стыковки у модуля неожиданно включились двигатели, что вызвало неконтролируемое движение станции. Хотя ситуация обошлась без серьезных последствий, не исключено, что новые трещины могли возникнуть из-за этого случая.