Завершение производства Atlas V: Итоги и Влияние на Космическую Отрасль

Компания United Launch Alliance (ULA) завершает производство своих знаменитых ракет Atlas V, что приводит к окончательному прекращению закупок российских двигателей РД-180, производимых заводом "Энергомаш". Это решение выводит из эксплуатации одну из самых надежных ракетных систем США, которая использовалась в течение многих лет. Успех ракеты во многом объясняется использованием передовых российских технологий, не имеющих аналогов почти два десятилетия. Продажа этих двигателей была важным источником доходов для российской космической отрасли, составляя около трети доходов завода "Энергомаш" с годовым объемом выручки около 10-12 млрд рублей. Хотя решение было ожидаемым, его последствия скажутся и на американской, и на российской космических отраслях. Но какие перспективы ждут обе стороны?

США прекращают закупать ракетные двигатели РД-180 — что ждет российскую и американскую космические отрасли? Американская ракета ракет Atlas V с российскими двигателями РД-180 прекратит полеты к середине 2020-х годов. Фото.

Американская ракета Atlas V с российскими двигателями РД-180 прекратит полеты к середине 2020-х годов

Причины отказа от российских ракетных двигателей

ULA, образованная совместно Boeing и Lockheed Martin, впервые запустила ракету Atlas V в 2002 году. Эта одноразовая пусковая установка оказалась настолько успешной, что стала основной моделью для ULA, создав практически монополию на миссии по выводу спутников на орбиту. Ракета также участвовала в ряде программ NASA по исследованию космоса, включая непилотируемые миссии на Марс.

Однако после введения санкций против России за аннексию Крыма в 2014 году, Конгресс США потребовал от ВВС прекратить использование ракет Atlas V из-за их зависимости от российских двигателей РД-180. Согласно новому законодательству, космические силы США должны прекратить эксплуатацию Atlas V для нужд Пентагона к 2022 году.

В общей сложности, завод "Энергомаш" поставил США 122 двигателя РД-180. Последние 6 двигателей были поставлены в апреле текущего года. Несмотря на это, ожидается еще 29 миссий Atlas V до полного вывода ракеты из эксплуатации, что продлится до середины 2020-х годов.

США отказывается закупать российские ракетные двигатели — с чем это связано. Российские двигатели РД-180 используются в американской ракете без малого 20 лет, и долгое время не имели аналогов. Фото.

Российские двигатели РД-180 используются в американской ракете без малого 20 лет, и долгое время не имели аналогов

Переход на новую ракету Vulcan

По словам генерального директора ULA Тори Бруно, ракету Atlas V заменит разрабатываемая ракета Vulcan. В новой ракете для будущих миссий уже установлено несколько двигателей РД-180. Остальные двигатели находятся на складах, ожидая своей очереди. "Мы заранее закупили необходимое количество двигателей РД-180", — отметил Бруно.

Влияние SpaceX на рынок

Компания SpaceX, основанная Илоном Маском, положила конец монополии ULA с её ракетой Atlas V, представив многоразовую и более дешевую ракету Falcon 9. В результате чего часть государственных контрактов была передана SpaceX. Стоимость запуска ракеты Falcon 9 составляет около 62 миллионов долларов, что значительно дешевле по сравнению с ULA, у которой после снижения стоимости запусков, минимальная цена составляет 100 миллионов долларов.

Двигатели РД-180 — аналогов не было, но они появились. Многоразовая ракета Falcon 9 компании SpaceX, главный конкурент Atlas V. Фото.

Многоразовая ракета Falcon 9 компании SpaceX, главный конкурент Atlas V

Несмотря на это, ракета Atlas V остается актуальной, о чём свидетельствует пример из апреля, когда Amazon выбрала эту ракету для запуска своих спутников Койпера. В рамках программы Space Force государство выделило миллиарды долларов на запуск от 30 до 35 миссий для Пентагона в период с 2022 по 2027 год. ULA получила 60 процентов контрактов, а SpaceX — оставшиеся 40 процентов.

Влияние на российскую космическую отрасль

Поставка двигателей РД-180 была важным источником дохода для российской космической отрасли. Дмитрий Рогозин отметил, что это значительный и престижный заработок для России. Хотя ULA пока не планирует дальнейшие закупки, есть вероятность, что Роскосмос сменит своих заказчиков, так как интерес к российским двигателям есть и у других стран.

Россия также поставляет двигатели для американской компании Orbital ATK, использующихся в ракетах Antares для доставки грузов на Международную космическую станцию.

Двигатели РД-180 — аналогов не было, но они появились. У Космических сил США нет уверенности, что альтернатива российским двигателям РД-180 появится до конца 2021 года. Фото.

У Космических сил США нет уверенности, что альтернатива российским двигателям РД-180 появится до конца 2021 года