Как развивались подводные лодки: история и технологические достижения

Есть популярная фраза, что красота спасет мир, но это не всегда так. Многие красивые военные самолеты и подводные лодки направлены на причинение разрушений. Авиация может участвовать в воздушных боях, но подводные лодки, если они применяются, нацелены на уничтожение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас способны стереть с карты целые страны. Несмотря на это, их формы по-прежнему захватывают взгляд.

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин. Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли. Фото.

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые попытки создать подводные лодки были предприняты еще в 19-м веке. Однако лишь к середине 20-го века они стали по-настоящему грозным оружием. Сначала они были дизельными, а позже появились атомные лодки. Подводные лодки находили применение не только в войнах, но и в мирное время. Например, в начале прошлого века германские субмарины топили британские торговые суда, давая экипажу шанс спастись.

Подводная лодка отличается от обычного судна возможностью погружаться под воду. Это достигается за счет заполнения цистерн балласта водой. Всплытие производится при помощи восстановления плавучести.

Первую идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но уничтожил свои чертежи, опасаясь использования их в войнах. В 1578 году английский инженер Уильям Боурн описал подводную лодку из тюленьих шкур, оборудованную шноркелем. В России первые подводные лодки начали разрабатываться еще при Петре Великом, хотя их конструкции были несовершенными.

Когда появились подводные лодки. Первые подводные лодки были примерно такими. Фото.

Первые подводные лодки были примерно такими.

Первое боевое применение подводной лодки состоялось в Войне за независимость США (1775-1783 гг.). Лодка 'Черепаха' должна была подорвать судно противника, но не справилась с задачей.

Ставка на атомный подводный флот

Разработка атомных субмарин стала главным фокусом СССР и США в 1970-х годах. Атомные лодки имеют множество преимуществ перед дизельными: они не создают столько шума и способны оставаться в океане месяцами. Этот тип подводных лодок стал важным элементом стратегического сдерживания во времена холодной войны.

Ставка на атомный подводный флот. Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами. Фото.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Со временем крупнейшими подводными лодками стали проекты «Огайо» у США и «Акула» у СССР, известная также как «Тайфун». Подлодки «Огайо» могли нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет, а проект 941 СССР включал еще более крупные и мощные субмарины.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Проектирование подводной лодки типа «Тайфун» велось под руководством Сергея Никитича Ковалева. Строительство осуществлялось на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Подлодка была официально представлена миру генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым под названием «Акула» в 1981 году. Обладая великолепной силой разрушения, лодка действительно оправдывает свое грозное название.

Как создавалась самая большая подводная лодка. Вот она гордость советского и российского атомного флота. Фото.

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Как устроена подводная лодка «Тайфун»

Размер этой подлодки впечатляет: длина 173 метра и ширина 23 метра. Ее водоизмещение составляет 50 тысяч тонн. Проект предусматривал нестандартное расположение отсеков капсульного типа, что обеспечивало высокую устойчивость и надежность конструкции.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”. «Акула» отдыхает в порту. Фото.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, каждый из которых герметичен и соединен между собой. Носовая часть рубки была усилена для пробивания льда. Была предусмотрена установка специальных листов вокруг рубки для защиты от льда.

ТТХ подводной лодки «Тайфун»

Эта подлодка могла развивать скорость до 25 узлов. Она была способна проводить боевые операции в подводном режиме до полугода и уходить на глубину до 400 метров. В движение субмарину приводили два семилопастных винта с двумя ядерными реакторами по 190 мегаватт каждый.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”. Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…. Фото.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж состоял из 160 человек, треть из которых — офицеры. Для офицеров были предусмотрены двух- и четырехместные каюты, а для рядовых — маломестные кубрики с умывальниками и телевизорами. На борту лодки были бассейн, спортзал, сауна и даже "живой" уголок для отдыха персонала.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”. Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри. Фото.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

В случае ядерного конфликта "Тайфун" может одновременно разрядить по противнику "обойму" из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых оснащена десятью боеголовками мощностью 200 килотонн. Это достаточно, чтобы сделать необитаемую территорию размером с восточное побережье США.

Кроме основного вооружения, на борту были торпеды и противовоздушные ракеты "Игла". Для загрузки боезапаса был создан специальный корабль "Александр Бракин", рассчитанный на перевозку 16 баллистических ракет.

На сегодняшний день три подводные лодки "Тайфун" остаются в строю, причем одна используется для испытаний ракетного комплекса "Булава". Всего с 1976 по 1989 год было построено шесть таких субмарин.